Наука



Основные результаты научно-исследовательской работы преподавателей института психологии и педагогики в 2021

Участие  в конкурсах и грантах

РФФИ № 20-013-00103  Профессиональное самоопределение лиц с ограниченными возможностями здоровья как фактор их социального развития Рук. ст. препод. кафедры дошкольного и специального образования Подольская О.А..

РФФИ № 20-413-480014 Моделирование социо-культурной деятельности общественных институтов по обеспечению социализации и инкультурации лиц с ограниченными возможностями здоровья (на примере Липецкой области)  Рук. кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и специального образования Подольская О.А..

РФФИ № 20-412-480001  Художник и власть: Михаил Пришвин и советские вожди. Рук. доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии  и социальных наук Подоксёнов А.М.

Публикации в международных журналах Scopus/ Web of Science

Nekhoroshikh N.A. Collaboration as a foundation for modern education (as exemplified by primary general education)//Аpuntes universitarios.

Almazova I.G., Kondakova I.V., Mezinov V.N., Nekhoroshikh N.A., Chislova S.N. Analysis and development of effective distance learning practices//Propositosyrepresentaciones

Mezinov V.N., Zakharova M.A., Karpacheva I.A., Larina I.B. Future physical education teacher: Self-reliant professional progress agenda formation model.// Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury

Vera Merenkova, Oksana Elnikova, Irina Faustova, Lyubov Komlik, Irina Kolosova.

Psychophysiological markers of students' Internet addiction in the era of digitalization// Ural Environm ental Science Forum «Sustainable Developm ent of Industrial Region»

Zaitseva I.A., Krikunov A.E. Un estudio de aprendizaje sobre el voluntariado en el sistema de recuperación de emergencia en Rusia: sobre la interacción entre el estado y las organizaciones civiles// Apuntes Universitarios.

Публикации в журналах ВАК

Алмазова И.Г., Долгошеева Е.В., Кондакова И.В., Числова С.Н. Роль образовательного процесса в вузе при формировании ключевых профессиональных компетенций у будущих педагогов начальной школы// Современный ученый, 2021. №1. С. 146-152

Толочко А.В. Особенности применения игровых технологий на уроках обществознания в школе//Психология образования в поликультурном пространстве, 2021. № 1 (53). С. 107-114

Пронина А.Н., Будякова Т.П. Развитие жизнестойкости у лиц пенсионного и предпенсионного возраста средствами физической культуры и спорта//Психология образования в поликультурном пространстве, 2021. № 2 (54). С.25-35

Достижения в научно-исследовательской деятельности обучающихся института психологии и педагогики в 2021 г.

    

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ ОНЛАЙН-КОНФЕРЕНЦИЯ «МОЛОДЁЖНАЯ НАУКА: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ»

19 мая в ЕГУ им. И.А. Бунина состоялась межрегиональная студенческая научно-практическая онлайн-конференция «Молодёжная наука: тенденции развития». Организатором выступила кафедра психологии и психофизиологии института психологии и педагогики ЕГУ им. И.А. Бунина. С использованием платформы ZOOM.US был выстроен конструктивный диалог между участниками научного мероприятия.

В работе конференции приняли участие более 80 молодых ученых. Обучающиеся выступали с сообщениями на следующих  секциях:

1. Актуальные проблемы теории и практики общего образования

 2. Актуальные проблемы современной психологической науки

 3. Актуальные проблемы  воспитания, обучения и развития детей в системе дошкольного образования

 4. Актуальные проблемы  воспитания, обучения и развития детей в системе специального образования

 5. Актуальные вопросы социальных наук.

Доклады студентов сопровождались комментариями и актуальными вопросами в чате мероприятия. Среди наиболее интересных выступлений, вызвавших бурную дискуссию,  можно назвать следующие: «Влияние Интернет-зависимости на агрессивность современных юношей и девушек», «Личностные особенности женщин-руководителей», «Прогрессия новостной повестки дня в СМИ (на примере ситуации с заболеванием коронавирусом в декабре 2019 – феврале 2020 гг.)», «Современное понятие социальной справедливости», «Развитие финансовой грамотности у школьников в России и за рубежом».

Работа студенческой конференции в онлайн-режиме показала эффективность применения дистанционных форм в сложившейся эпидемиологической ситуации, а такжеспособность обучающихся представлять результаты своих исследований с применением информационных технологий.     

В ходе конференции молодые ученые апробировали свои результаты научно-исследовательской работы, обменялись мнениями по решению актуальных научных проблем и получили ценный опыт публичного выступления.

По результатам мероприятия лучшие доклады будут опубликованы в научно-практическом электронном журнале "Молодежная наука: тенденции развития".

Основные результаты научно-исследовательской работы Института психологии и педагогики в 2019 году.

           В 2019 году профессорско-преподавательским составом института психологии и педагогики были опубликованы:  4 статьи в    международных наукометрических базах Scopus и 6 статей в международных базах Web of Science, 55 статей в журналах, входящих в перечень ВАК РФ.

      Кафедрой дошкольного и специального образования выиграны гранты фонда РФФИ по актуальным  тематикам: Всероссийская научная конференция с международным участием «Образование детей дошкольного и младшего школьного возраста: диалог наук о детстве», посвящённая 100-летию Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина и 40-летию кафедры дошкольного и специального образования; «Профессиональное самоопределение лиц с ограниченными возможностями здоровья как фактор их социального развития» .

         Были созданы и зарегистрированы 2 базы данных и заключено 13 лицензионных договоров на право использования результатов интеллектуальной деятельности.

      В 2019 году 28 обучающихся института психологии и педагогики получили дипломы и награды различного достоинства (Бородаева В.В., Титкова Ю.Н., Анненкова К.А., Яшина Е.Е., Цигуняева К.Р., Бочарова В. А., Печёнкина М.А. и др.). Опубликовано 222 статьи обучающихся в различных научных сборниках и журналах, в том числе и в журналах, входящих в перечень ВАК РФ.

Всероссийская научная конференция

«Психология развивающейся личности в современном мире: тенденции и потенциальные возможности», посвящённая 90-летию со дня рождения выдающегося психолога и педагога Д. И. Фельдштейна

25 ноября в ЕГУ им. И.А. Бунина состоялась научная конференция «Психология развивающейся личности в современном мире: тенденции и потенциальные возможности», посвящённая 90-летию со дня рождения выдающегося психолога и педагога Д. И. Фельдштейна. Научное мероприятие включало в себя пленарное заседание и работу 5 секций. В работе конференции приняли участие 80 человек из Российской Федерации (г. Москва, Санкт-Петербург, Таганрог, Северодвинск,  Ростов, Орёл, Череповец, Старый Оскол). Проблемное поле конференции было связано с основными линиями научных интересов и исследований Д.И. Фельдштейна: социальное развитие личности, личностное становление ребенка, типология направленности личности, социализация и индивидуализация личности, личностное развитие подростка в условиях социально-экономического кризиса, коррекция отклоняющегося поведения подростков. 60 участников конференции, среди которых были ученые, преподаватели вузов, психологи-практики общеобразовательных учреждений, центров развития ребёнка, обучающиеся организаций высшего образования, выступили с очными докладами на пленарном и секционных заседаниях. На пленарном заседании с приветственным словом выступила Г.Н. Попова, кандидат филологических наук, доцент, проректор по научной работе Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, В.С. Меренкова, кандидат психологических наук, доцент, директор института психологии и педагогики. Доклады пленарного заседания затронули следующие проблемы: - развитие личности (Розин В.М., доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института философии РАН, г. Москва: «Рождение личности: от «пра-мы» к индивидуальности»); - проблемы социализации и индивидуализации личности (Пронина А. Н., доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и психофизиологии Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина,  г. Елец: «Социализация-индивидуализация личности с позиций «Я в обществе» и «Я и общество»);  -  особенности и проблемы современного подростка (Болдырева Ольга Александровна, начальник отдела профилактики социального сиротства Центра развития семейных форм устройства, социализации детей, оставшихся без попечения родителей, и профилактики социального сиротства «СемьЯ», г. Липецк: «Особенности межличностного общения подростков с девиантным поведением»); - вопросы коррекции отклоняющегося поведения (Копылова  Т.П., психолог отделения реабилитации детей-инвалидов комплексного центра социального обслуживания населения, г. Старый Оскол: «Преодоление нарушений эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР младшего подросткового возраста посредством мульттерапии). На конференции работали 5 тематических секций, в которых были представлены доклады, отражающие основные направления научных идей Фельдштейна:

  • Современное Детство: «изменяющийся ребёнок в изменяющемся мире».
  • Психолого-педагогические проблемы образования: теория и практика.
  • «Я в обществе» - «Я и общество»: вопросы индивидуализации и социализации.
  • Современный подросток в российской повседневности: психологические аспекты изучения и вопросы коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков.
  • Развитие идей Д.И. Фельдштейна в исследованиях молодых учёных.

Интерес вызвали выступления молодых учёных, в которых идеи Д.И. Фельдштейна получили новую научную направленность и актуальную проблематику. Результатом работы конференции стало обобщение, трансляция, углубление, пропаганда и современная интерпретация методологических положений Д.И. Фельдштейна о прогрессивных изменениях и основных тенденциях онтогенетического развития ребёнка и подростка, развития науки и образования, а также интеграция методологических идей Д.И. Фельдштейна и новых актуальных научных направлений в исследованиях молодых учёных-исследователей и практиков. По итогам работы конференции будет опубликован сборник научных статей.

  

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Фундаментальные и прикладные проблемы начального общего образования» (24-25 октября)

24-25 октября в ЕГУ им. И.А. Бунина состоялась Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Фундаментальные и прикладные проблемы начального общего образования». Научное мероприятие включало в себя обширную программу: пленарное заседание, работа секций, круглый стол и экскурсии.

В работе конференции приняли участие более 100 человек из ближнего зарубежья (Белоруссия) и из Российской Федерации (гг. Москва, Санкт-Петербург, Ставрополь, Пенза, Курск, Воткинск, Ст. Оскол, Оленегорск-2 и др.). В программу конференции были включены доклады по актуальным проблемам  обучения, воспитания и социализации младших школьников, а также проблемам подготовки педагогических кадров для начальной школы. 

Результатом работы конференции стало обобщение инновационного педагогического опыта, актуализация и научное обоснование методического сопровождения начального общего образования и профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы.

       

Электронный научно-практический журнал

"Молодежная наука: тенденции развития"

 

 

Научно-практические конференции

2019 год

Ежегодная Российская студенческая конференция "Ребенок в языковом и образовательном пространстве" (25-26 апреля 2019 года).

25-26 апреля 2019 г. состоялась студенческая Всероссийская научно-практическая конференция «Ребёнок в языковом и образовательном пространстве», приуроченная к 195-летию со дня рождения К. Д. Ушинского и 155-летию выхода учебника «Родное слово».

В конференции приняли участие  более 170 обучающихся: студентов и аспирантов из Санкт-Петербурга, Белгорода, Пензы, Липецка, Набережных Челнов, Курска, Томска, Ельца (ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»; ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»; ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»; ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского»; ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет»; ФГБОУ ВО «Курский государственный университет; ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет»; ФГБОУ ВО Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина»).

С приветствием к участникам конференции обратились директор института психологии и педагогики ЕГУ им. И.А. Бунина, к. п н., доцент Карпачёва Ирина Анатольевна; к. п. н., доцент Белгородского государственного национального исследовательского университета Ильенко Наталья Михайловна; к. п. н., доцент, руководитель Центра гуманитарного образования историко-филологического факультета Пензенского государственного университета Стрыгина Татьяна Владимировна; к. п. н., доцент Липецкого государственного педагогического университета имени П. П. Семёнова-Тян-Шанского Филиппова Елена Валерьевна, которые отметили актуальность и значимость научного мероприятия для обогащения образовательной теории, методики и практики современного образования, для приобретения и укрепления опыта научной деятельности обучающимися, делающими свои первые шаги в науке.

Программа студенческого научного форума предусматривала Пленарное заседание, которое открыла д-р п. н., профессор Плетенёва И. Ф. (Елец) научным сообщением «Методологический базис современного взгляда на наследие К. Д. Ушинского». На Пленарном заседании были представлены семь студенческих докладов по актуальным фундаментальным и прикладным проблемам языкового и личностного развития ребенка в аспекте учета наследия выдающегося российского педагога К. Д. Ушинского.

В выступлениях Пленарной части конференции рассматривалась проблематика публикаций К. Д. Ушинского в журналах XIX века; особенности формирование языковой личности ребенка в педагогическом наследии К. Д. Ушинского; вопросы нравственного воспитания ребенка в свете идей К. Д. Ушинского; звуковой аналитико-синтетический метод К. Д. Ушинского в современной интерпретации; систематизация чувственного опыта первоклассников при знакомстве с категорией «трагическое» на уроках литературного чтения; возможности использования приема моделирования при изучении орфографических правил; образовательный потенциал литературы нон-фикшн.

Обсуждение  продолжилось на секциях.  

Работа секции «Прикладные аспекты языкового образования в начальной школе» включала обсуждение исторического аспекта влияния взглядов К. Д. Ушинского на определение методистами места списывания и теоретические аспекты начального обучения русскому языку в научных трудах К. Д. Ушинского; вопроса оценки К. Д. Ушинским воспитательного и развивающего значения русского языка; развития в современной букваристике методических подходов К. Д. Ушинского к обучению грамоте; проблем реализации в компьютерных программах принципа наглядности посредством таблично-алгоритмического предъявления младшим школьникам правил правописания; формирования каллиграфических навыков у учащихся 1 класса; орфографического навыка младших школьников на основе технологии учебного моделирования и навыков рефлексивной деятельности при изучении орфографических правил; особенности развития монологической речи младших школьников на уроках русского языка и др.

Проблемы, обсуждаемые на секции «Актуальные проблемы математического образования младших школьников: диалог гуманитарного и естественнонаучного образования», касались вопросов формирования у младших школьников универсальных учебных действий в процессе обучения математике; типологии и структуры современного урока математики в начальной школе; возможностей дидактической игры, интегрированных и дифференцированных заданий в процессе формирования у младших школьников математических понятий и представлений; включения элементов историзма в содержание урока математики;  организации обучающих экскурсий; развития математической речи у младших школьников;  активизации учебной деятельности и организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики и др.

Работа секции «Эффективные технологии начального школьного образования и воспитания» отражала анализ материала, связанного с вопросами нравственного воспитания младших школьников в процессе восприятия литературных и изобразительных образов героев народных сказок и эстетического воспитания коллективной творческой деятельности; выявления педагогических условий гражданского воспитания младших школьников средствами педагогического краеведения и организации коллективной творческой деятельности младших школьников в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;  использования интерактивных, здоровьесберегающих технологий, ТРИЗ-технологии в образовательном процессе начальной школы; формирования социокультурной компетенции школьников на уроках иностранного языка с помощью современных методов обучения и др.

В секции «Современные проблемы начального школьного образования» докладчиками были представлены результаты исследований проблемы создания образовательного пространства современной школы; дистанционного обучения; развития профессионально значимых личностных качеств педагога начальной школы при обучении детей с особыми образовательными потребностями; имиджа учителя начальных классов и тенденции падения престижа профессии учителя среди молодежи; разрешения конфликтов в образовательном процессе; организации досуга детей и подростков средствами хореографической работы, кулинарного мастер-класса; организации самоподготовки обучающихся в режиме работы школы-интерната; влияния интернета на социализацию младшего школьника; восприятия изобразительного текста взрослым и младшим школьником; тóрмозного контроля школьников как фактора успешности их учебной деятельности; влияния проблем современного школьного образования на успешность обучения в вузе и др.

Работа секции «Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников» освещала вопросы формирования системного представления о сущности процесса речевого развития личности ребёнка, в том числе и детей с ОВЗ, в образовательном пространстве в условиях реализации коммуникативной направленности изучения языка; коррекции плавности речи у заикающихся старших дошкольников средствами музыкотерапии; развития технических способностей у одаренных детей 6-8 лет; использования игровых приемов обучения иностранному языку младших школьников и их поликультурной языковой подготовки; развития устной речи у младших школьников с лёгкой умственной отсталостью во внеурочной деятельности и др.

Работа секции «Гуманитарное образование средствами массовой информации и литературы» была посвящена обсуждению роли массовой информации и литературы в гуманитарном образовании; влияния телевидения на сознание детей; особенностей современных детско-юношеских газет; темы детства в газетных публикациях; путей формирования понятия «подтекст» и способов выявления авторской позиции на уроках литературы и др.

В процессе работы секции «Особенности литературного образования младших школьников на современном этапе» были проанализированы система работы младших школьников с периодикой; возможности внеклассного чтения для развития познавательных интересов младших школьников и возможности формирования читательского интереса у младших школьников приемами театрализации; использование приема моделирования при изучении русских народных сказок; процесс формирования представлений о национальном фольклоре (на материале культуры коми) посредством сравнительно-сопоставительного анализа; специфика самостоятельной работы обучающихся с ОВЗ и специфика работы с научно-познавательной литературой на уроках литературного чтения в начальной школе; развитие личностных универсальных учебных действий младших школьников в процессе изучения художественных текстов на уроках литературного чтения и др.

Работа секции «Развивающая среда современной школы» включала обсуждение роли тормозных процессов в формировании личности современных студентов вузов и роли волонтерской деятельности в процессе социализации детей-сирот; вопросов приобщения младших школьников к народным традициям; особенностей адаптации первоклассников к обучению в школе и особенности формирования здоровьесберегающей среды в условиях начальной школы; проблем коррекции недостатков словесно-логической памяти у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и др.

Помимо выступлений докладчиков работа секций включала в себя стендовые доклады, дискуссии и обмен мнениями, в ходе которых у участников конференции было сформировано целостное представление о сущности процесса формирования и развития личности ребенка дошкольного и школьного возраста в языковом и образовательном пространстве.

В рамках работы конференции были подведены итоги Всероссийского конкурса студенческих научных статей, в котором участвовали 70 обучающихся вузов из разных регионов России,  определены победители и призеры в следующих номинациях: «Лучшая студенческая работа в области языкового образования»; «Лучшая студенческая работа в области литературного образования»; «Лучшая студенческая работа в области обеспечения развивающей среды современной школы»; «Лучшая студенческая работа в области современных технологий начального образования и воспитания»; «Лучшая студенческая работа в области современных технологий образования и воспитания»; «Лучшая студенческая работа в области современных проблем начального общего образования».

Конференция дала возможность для плодотворного научного диалога, участия в свободной дискуссии, начинающие ученые получили ценный опыт выступления на научно-практическом мероприятии.

 

Студенческая научная конференция "Молодежная наука: тенденции развития" (21 февраля 2019 года).

Программа конференции

 

Международная научно-практическая видеоконференция «Разработка моделей сопровождения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в социокультурном пространстве современного образования России и Республики Беларусь» (28 февраля 2019 года)

Программа конференции

 


 

Всероссийская научно-практическая конференция "Образование детей младшего возраста: диалог наук о детстве" (18 октября 2019 года).

 

Всероссийская конференция "Фундаментальные и прикладные проблемы начального общего образования"     (24-25 октября 2019 года).

 

 

Всероссийская научная конференция "Психология развивающейся личности в современном мире: тенденции и потенциальные возможности" (25-26 ноября 2019 года).

 

 

 

Научно-практические конференции

2018 год

 

Межвузовская студенческая научно-практическая конференция

"РЕБЕНОК-ДОШКОЛЬНИК В СОВРЕМЕННОМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ"

17 мая 2018 года

В институте психологии и педагогики Елецкого  государственного университета им. И.А. Бунина состоялась межвузовская студенческая научно-практическая конференция «Ребенок-дошкольник в современном образовательном пространстве», в рамках которой прошел конкурс научных статей. Организатором данных мероприятий выступила кафедра дошкольного и специального образования.

В работе конференции приняли участие преподаватели и студенты ЕГУ имени И.А. Бунина, ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, РГПУ имени А.И. Герцена, Борисоглебского филиала Воронежского государственного педагогического университета, Воронежского государственного университета.

В докладах на пленарном заседании обсуждались вопросы включения родителей в процесс речевого развития детей, развития количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности, особенности социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста и др.

Для участников научной встречи была организована и проведена экскурсия на выставку русско-болгарско-итальянской живописи и культуры.

В рамках конференции осуществляли работу 5 секций: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных организаций и семьи», «Актуальные аспекты развития и коррекция речи современных детей дошкольного возраста», «Специфика педагогического процесса художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.  Содержание и технологии физического развития дошкольников. Инновационные технологии образования детей дошкольного возраста», «Психология дошкольного детства: проблемы современного образовательного процесса», «Мировой и отечественный опыт дошкольных образовательных организаций и вопросы дошкольного и начального образования».

По итогам конкурса студентам были вручены сертификаты, а лучшие доклады и статьи отмечены грамотами. Завершилась конференция принятием решения о публикации студенческих докладов в сборнике научных трудов с последующим размещением в научной электронной библиотеке elibrary.ru и в наукометрической базе РИНЦ.

 

*****

Российская студенческая научная конференция

«РЕБЕНОК В ЯЗЫКОВОМ

И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

26-27 апреля 2018 г.

В ЕГУ им. И. А. Бунина состоялась Российская студенческая научная конференция «Ребёнок в языковом и образовательном пространстве», которую провели кафедры начального образования и социальных технологий; русского языка, методики его преподавания и документоведения университета при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований.

С приветственным словом к участникам мероприятия обратились проректор по учебно-воспитательной работе д.ф.н. Курносова И.М., заведующая кафедрой начального образования и социальных технологий к.пед.н. Алмазова И.Г., заместитель директора института психологии и педагогики по научной работе к.психол.н. Меренкова В.С.,  д.пед.н. Ларских З.П.,  Лидия Здравкова Цветанова-Чурукова (д.пед.н., доцент Юго-западного университета им. Н. Рильского), которые отметили активизацию исследовательской работы обучающихся по решению актуальных проблем языкового и личностного развития ребенка. В конференции приняли участие 130 человек – это студенты Белгородского государственного национального исследовательского университета; Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина; Липецкого государственного педагогического университета имени П. П. Семёнова-Тян-Шанского; Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и представители филиала университета в г. Душанбе (Таджикистан); Пензенского государственного университета; Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург).

Программа конференции включала пленарное и секционные заседания; проведение мастер-классов по темам: «Организация научных мероприятий», «Формы научно-исследовательской и проектной деятельности», «Технологии использования статистических методов обработки данных», «Метод научного познания как способ повышения познавательной и творческой активности», «Кейс-метод в педагогической практике».

 

*****

Студенческая межвузовская видеоконференция

«СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСТВА»

18 апреля 2018 года

Цель конференции: презентация и обобщение результатов научных исследований по различным аспектам изучения детства, обмен опытом научно-исследовательской работы в данной области.

С приветственным словом выступили директор института детства Гогоберидзе Александра Гививна – доктор педагогических наук, профессор, директор института детства РГПУ им. А.И. Герцена и Карпачева Ирина Анатольевна – канд. педагогических наук, доцент, директор института психологии и педагогики ЕГУ им. И.А. Бунина

В ходе конференции были рассмотрены различные проблемы изучения детства, в частности:

- Детство как социокультурный феномен.

- Развитие стереогнозиса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством здоровьесберегающих технологий.

- Характеристика психологических и психофизиологических реакций у дошкольников с речевыми нарушениями

- Факторы, влияющие на уровень тревожности современных детей дошкольного возраста.

- Специфика интеллектуальных способностей у дошкольников с разными формами физической подготовленности.

- Стресс и стрессовая ситуация в детском возрасте: особенности и специфика реагирования.

- Особенности тормозного контроля и рабочей памяти у первоклассников с различной внутренней картиной здоровья

- Особенности рабочей памяти и интерференции у младших подростков.

По результатам конференции будет издан тематический выпуск электронного научно-практического журнала «Молодежная наука: тенденции развития».

 

*****

Российская научно-практическая конференция

"ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ

В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"

12 апреля 2018 г. 

В рамках Недели Науки в институте психологии и педагогики была проведена российская конференция «Традиции и инновации в начальном образовании», организованная кафедрой начального образования и социальных технологий.

Целью проведения российской конференции являлась возможность обобщения инновационного педагогического опыта учителей-практиков; анализа результатов научной деятельности педагогов, аспирантов, студентов, будущих бакалавров, магистров педагогического образования.

На конференции рассматривались актуальные проблемы современного начального образования: социальные проблемы здоровья и экологии человека; инновационные процессы и технологии  в системе начального общего образования; предшкольное образование;  особенности проектирования уроков в современных условиях; разработка и реализация программ воспитания и социализации личности в системе школьного и дополнительного образования, внеурочная деятельность в начальной школе; подготовка педагога для системы начального общего образования и др.

На пленарном заседании состоялось награждение победителей предметной олимпиады по «Методике преподавания математики».

Гостем конференции стала доктор педагогических наук, профессор Л.П. Погребняк (Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь).

Также в рамках конференции с успехом были проведены мастер-классы, посвященные обобщению опыта работы учителей начальных классов:

1. Формирование навыков общения у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью с помощью методов альтернативных коммуникаций. Ведущий – Хвостик Екатерина Викторовна, учитель начальных классов (МБОУ «Школа 19 г. Ельца»).

2. НЛП-технологии, направленные на повышение мотивации младших школьников. Ведущий – Киндякова Ирина Анатольевна, учитель начальных классов (МБОУ «Гимназия № 11 г. Ельца»).

3. Особенности формирования гражданской идентичности у младших школьников.  Ведущий – Пятницкая Ольга Анатольевна, начальник управления по социальной и воспитательной работе (Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского).

4. Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе. Ведущий – Копылова Наталья Михайловна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей №5 г. Ельца».

 

Научно-практические конференции

2017 год

 

 

II Международная научно-практическая конференция «ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

13-14 октября 2017 г.

Участниками конференции, которая проводилась в форме GRAND PARK, стали преподаватели, аспиранты, магистранты нашего университета и гости из Юго-западного университета им. Неофита Рильского (г. Благоевград, Болгария), Московского педагогического государственного университета, Череповецкого государственного университета, Воронежского государственного университета, Псковского государственного университета, Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, Липецкого государственного педагогического университета им. П.П. Семёнова-Тян-Шанского и многих других образовательных учреждений.

На пленарном заседании обсуждение актуальных вопросов современного образования чередовалось с отчетами лабораторий инновационных технологий: «Инновационные технологии, связанные с реализацией основных идей ученого: проекты, ТРИЗы, исследовательские задания, социально-педагогические игры, портфолио, кейсы», «Реализация идей С.П. Баранова в практике школы и вуза: уроки, задания в школе и в вузе», «Воспоминания об ученом», «Литературный маршрут», «Эссе “Мое понимание идей С.П. Баранова”».

Работа секций была посвящена вопросам развития науки в современном обществе, обобщению опыта профессора С.П. Баранова, рассмотрению приоритетных направлений современной педагогики и инновационных технологий образования.

Участники конференции получили возможность не только обменяться идеями и опытом, но и ближе познакомиться с нашим университетом и городом. Гости побывали на концерте кандидата искусствоведения, члена Союза композиторов России, профессора Л.А. Юсупова, совершили экскурсию по городу и в Литературно-мемориальный музей И.А. Бунина.

Финальной точкой конференции стало подведение итогов регионального интеллектуально-познавательного конкурса «Юные знатоки родного края».

Организатор конференции - кафедра начального образования и социальных технологий.

 

*****

Межвузовская студенческая

научно-практическая конференция

«Ребенок-дошкольник в современном

образовательном пространстве».

19 мая 2017 года 

В рамках конференции проходил конкурс научных статей. Организатором данных мероприятий выступила кафедра дошкольного и специального образования ЕГУ имени И.А. Бунина.
В работе конференции приняли участие более 70 студентов ЕГУ имени И.А. Бунина и ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского. В программу конференции были включены доклады по актуальным проблемам дошкольного образования.
Всего для участия в конференции зарегистрировались 20 преподавателей вузов, 100 студентов ЕГУ им. И.А.Бунина и 20 студентов ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского. 
На пленарном заседании с приветственным словом выступил проректор по учебной работе Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, доктор педагогических наук, доцент Щербатых Сергей Викторович, заместитель директора института психологии и педагогики по научной работе Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, кандидат психологических наук, доцент, Меренкова Вера Сергеевна и зав. кафедрой дошкольного и специального образования ЕГУ им. И.А. Бунина, доктор педагогических наук, профессор Сушкова Ирина Викторовна.
В докладах на пленарном заседании особое внимание уделялось вопросам конструирования новых слов современными дошкольниками в процессе речевого творчества в условиях ДОО, речевой готовности ребенка к обучению в школе, специфике развития игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
После пленарного заседания была организована экскурсия в музей кукол ЕГУ имени И.А. Бунина.
В рамках конференции работали 6 секций: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных организаций и семьи»; «Актуальные аспекты развития и коррекция речи современных детей дошкольного возраста»; «Специфика педагогического процесса художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Содержание и технологии физического развития дошкольников»; «Психология дошкольного детства: проблемы современного образовательного процесса»; «Мировой и отечественный опыт дошкольных образовательных организаций и вопросы дошкольного и начального образования» и «Инновационные технологии развития и образования детей дошкольного возраста». 
В процессе работы секционных заседаний были заслушаны и обсуждены 52 доклада студентов. Студентам, принявшим участие в конференции, вручены сертификаты участников, лучшие доклады и статьи отмечены грамотами. Итоги конкурса подводило жюри, которое определило победителя и призеров среди участников.
Результатом работы конференции стало широкое обсуждение актуальных вопросов в области дошкольного образования, развитие научного сотрудничества студентов, подведение итогов рекомендации для дальнейшего сотрудничества и публикация сборника студенческих докладов с последующим размещением в научной электронной библиотеке elibrary.ru и в наукометрической базе РИНЦ (Российский индекс научного цитирования).
Межвузовская студенческая научно-практическая конференция «Ребенок-дошкольник в современном образовательном пространстве» проходила при поддержке ректора ЕГУ им. И.А.Бунина доктора педагогических наук, профессора Евгении Николаевны Герасимовой и и.о. ректора ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского» кандидата педагогических наук, доцента Нины Владимировны Фединой.

*****

Итоги "Недели науки" 2017 (фотоотчет)